Общественно-политическая газета "Слово" №44(311), 6 ноября 1998 г. Мария Гудыма
А киновоз и ныне там...
Безусловно, с большим удовольствием я бы озаглавила статью
об Одесской киностудии другой фразой. Например, "И корабль плывет", в
чем присутствовал бы и намек на эмблему одесских кинематографистов, и выражение
надежды на расцвет кинематографа вообще. Увы, не получается. Одесская
киностудия сегодня тиха и пустынна. Милейшие дворняги, обитающие на территории,
спокойно спят в вестибюле под присмотром доброй пожилой вахтерши. Пропуск на
входе не спрашивают. Только смотрят вслед с легким удивлением...
Все могло бы быть на сегодняшний день по-другому. Многие годы киностудия
добивалась от государства разрешения на проведение акционирования. Удалось
убедить всех, в том числе и Кабинет министров, Министерство культуры и искусств
Украины.
С 1 января Одесская киностудия перестала считаться
государственной.
-Одесская областная администрация должна была провести
оценку имущества киностудии силами независимых экспертов, - рассказывает
председатель правления Одесского отделения Союза кинематографистов Украины,
кинорежиссер Вадим Костроменко. - Нам говорили: "Р ебята, подождите, через
месяц-полтора в городе пройдут выборы, не до вас". Мы ждали. За это время
(в марте) Верховная Рада утвердила список предприятий, не подлежащих
акционированию в нынешнем году. В этом списке оказалась и Одесская киностудия -
как мы понимаем, по инерции. Вряд ли Верховная Рада имела целью поставить
киностудию на государственное обеспечение, в это мы поверить не можем.
Очевидно, по недосмотру воспользовались устаревшим списком для голосования,
строим гипотезы, так как выяснить причину не удалось. Министр культуры и
искусств находился в момент голосования в командировке. Так нам фактически было
запрещено проводить акционирование, запрещено Верховной Радой.
-К сожалению не только Вадима Васильевича, но и множества
еще не покинувших киностудию работников, реформы не идут. Получается, что
структуру пытаются сохранить в том состоянии, в каком она существовала в годы
Советского Союза. Но при отсутствии тогдашней экономической модели. Ведь для
чего одесситы хотят прибегнуть к акционированию? Главная причина довольно
проста. Возможные инвесторы не желают иметь дело с государственным предприятием,
каким киностудия до сих пор являлась. "Измените форму собственности",
- такое главное условие выдвигают фирмы, готовые переоборудовать цех обработки
пленки на современном уровне, обеспечить запись звука по системе
"Долби". Фирмы западные, горький опыт сотрудничества с украинским
государством имеют...
Можно, конечно, по старинке производить фильмы. Но тогда
придется заранее смириться с тем, что продукция никогда не найдет сбыта, даже в
странах СНГ, не говоря о Европе, где очень жесткие технические требования к
приобретаемым для показа кинокартинам.
Является ли акционирование панацеей от всех бед киностудии?
На этот вопрос ответит только время. "Ниже упасть невозможно, так дальше
жить нельзя, стоит попробовать новый, другой путь", - говорят режиссеры и
операторы. Новый директор киностудии Тамара Яворская за время своей работы
блестяще доказала, что можно удерживать студию как техническую базу без долгов
в банке, без картотеки. Сейчас она заканчивает покрывать долги предыдущего
руководства, провела подготовку к зиме, но... и только.
Ведь за год в Одессе не завершен ни один фильм. Все еще
тянется производство детской сказки "Как кузнец счастье искал",
создаваемой, кстати, по государственному заказу, что в переводе с русского на
русский означает: "при почти полном отсутствии финансиров ания".
Чтобы завершить, наконец-то, съемочный период (снова уходит натура, подрастают
маленькие артисты), директор пошла на волевое решение, которое мне, например,
кажется жестоким.
Всей киностудии объявлена двухдневная рабочая неделя с
соответствующим урезанием и без того мизерных заработков. Государство не
покрывает и 25 процентов потребностей им же, государством, заказанного фильма.
До сих пор Министерство культуры и искусств не рассчиталось с киностудией за
свою долю в производстве фильма Вилена Новака "Принцесса на бобах". А
в России он приносит прибыль, всеми правами проката пользуются тамошние
партнеры.
И тем не менее, надеясь на лучшее будущее, одесские
кинематографисты открыли курсы ассистентов режиссеров и операторов, где за
небольшую плату молодежь овладевает секретами профессии. Если применить
полученные знания будет в кино невозможно, помогут ребят ам найти работу на
телевидении. Но хочется думать, что прекратится возмутительная волокита вокруг
Одесской киностудии, получат мастера кино шанс на выживание, а то и
процветание. 1998 год войдет в историю одесского кинематографа как год
потерянный.